Модель социального пространства 4.0 как фактор трансформации классического университета в цифровую эпоху — Quality of Life

Модель социального пространства 4.0 как фактор трансформации классического университета в цифровую эпоху

Учёные Лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ в рамках реализации проекта «Организация социальных пространств как условие высокого качества жизни человека цифровой эры: междисциплинарный подход» разработали модель социального пространства 4.0 как фактора трансформации классического университета в цифровую эпоху.

Изучив соответствующие теоретические (философские, научные) концепции и практические кейсы, а также проведя широкий ситуационный анализ кампуса Национального исследовательского Томского государственного университета, исследователи отработали гипотезу, основные положения которой заключаются в следующем:

1) Социальное пространство 4.0 (СП 4.0) – это пространство, отвечающее определенным условиям, касающимся его онтологии, функций, структуры, ценностно-смыслового содержания, технологического оснащения и характера протекающих в нём социокультурных процессов, повышающих качество жизни университетского сообщества и трансформирующих университет, в целом, в соответствии с трендами «Четвертой промышленной революции» (К. Шваб).

2) СП 4.0. обладает следующими системными характеристиками: гибридной онтологией, открытостью, многофункциональностью, высокой технологичностью, мобильностью, креативностью, комфортностью и ценностно-смысловой наполненностью (благодаря наличию в нём природных и / или культурных артефактов, являющихся символами данного конкретного пространства, раскрывающими его значимость для целевых аудиторий).

3) СП 4.0. должно обеспечивать баланс между сохранением университетских традиций и ценностей, с одной стороны, и внедрением в университетскую среду инноваций, с другой. Индикатором такого баланса является наличие в СП 4.0 условий, способствующих поддержанию одновременно трёх модусов (режимов) деятельности университета: “run” (текущая деятельность), “change” (изменения) и “disrupt” (инновации). Соответственно, режим “run” позволяет сохранять ценностные основания как «ядро» университета; “change” отвечает за способность вуза ориентироваться в современных трендах, “disrupt” – демонстрирует готовность классического университета к кардинальным изменениям и отказу от идей, мешающих ему совершить качественный прорыв в своем развитии.