Руководитель проекта: Кужелева-Саган Ирина Петровна, доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой социальных коммуникаций ТГУ, руководитель лаборатории гуманитарных новомедийных технологий ФП ТГУ (ЛГНМТ ФП ТГУ)
Ключевые исполнители:
- Миллингтон Стив, Ph.D., специалист в сфере моделирования социальных пространств, брендинга и менеджмента территорий; директор исследовательской группы по управлению человеческими ресурсами, преподаватель гуманитарной географии Института территориального менеджмента (IPM) Манчестерского университета
- Бруни Роберто, Ph.D., научный сотрудник отдела маркетинга и права Университета г. Кассино и Южного Лацио (Италия)
- Сиренко Михаил Андреевич, младший научный сотрудник технологического факультета Делфтского технического университета (Нидерланды)
- Спичева Дина Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета; заместитель заведующей Лабораторией гуманитарных новомедийных технологий факультета психологии ТГУ
- Окушова Гульнафист Алтаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
- Глухов Андрей Петрович, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
- Гужова Ирина Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
- Носова Снежана Сергеевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
- Карнаухова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
- Полянская Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
Аннотация:
Исследование посвящено изучению закономерностей организации социальных пространств различного типа как важного условия высокого качества жизни человека цифровой эры, включающей бренд-менеджмент территорий как элементов антропогенной среды; а также выявлению специфики этих пространств в контексте гибридной онтологии («реальной виртуальности» или «виртуальной реальности») и высокой мобильности цифрового общества (цифрового номадизма). Под социальным пространством в данном случае понимается объективно или условно локализованное пространство, обладающее характеристиками 1) одновременной реальности и виртуальности (последняя обеспечивается посредством применения цифровых технологий и беспроводной связи) и 2) многофункциональности.
В зависимости от конкретных задач (образовательных, научных, культурно- просветительских, потребительских, предпринимательских и пр.) спектры функций социальных пространств разных типов могут отличаться. При этом неизменной остаётся собственно социальная функция такого пространства, обеспечивающая удовлетворение одной из базовых психологических потребностей человека – потребности во взаимосвязи с другими людьми (т.е. в социальных коммуникациях). Социальные пространства призваны минимизировать/нейтрализовать «токсичность» цифровой среды, угрожающую человеку «цифровой шизофренией» (Д. Рашкофф), потерей культурной идентичности и разрывом социальных связей. Кроме того, созданные в соответствии с современными требованиями к экологии и дизайну, они становятся важными факторами привлечения на территорию наиболее мобильных групп населения: студентов, туристов, предпринимателей, инвесторов, приглашенных специалистов, трудовых мигрантов, цифровых номадов.
Отсюда можно предположить, что включение в архитектуру цифрового общества большего количества высокотехнологичных и многофункциональных социальных пространств повышает качество жизни человека, создавая комфортные условия для его успешной социализации и самореализации; а также повышает привлекательность территорий, становясь частью их бренда для различных целевых аудиторий.
Результаты НИР будут иметь как научный, так и прикладной характер, заключающийся в разработке пакетов практических рекомендаций для государственных, коммерческих и некоммерческих структур по организации различных социальных пространств на их территориях.
Особенностью данного научно-исследовательского проекта является его реализация в условиях: 1) широких междисциплинарных связей; 2) партнёрства Лаборатории (ЛГНМТ ФП ТГУ) с Институтом управления пространством (Institute of Place Management — IPM, Manchester, UK), инициировавшим создание международной сети научно- образовательных структур, занимающихся проблемами организации социальных пространств и формирующих мировую повестку дня в развитии профессиональных стандартов менеджмента, брендинга и маркетинга территорий; 3) вхождения ЛГНМТ ФП ТГУ в эту международную сеть.