Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни — Quality of Life — TSU

Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни

РНФ проект: 18-18-00480 «Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни»

Руководитель проекта: Галажинский Эдуард Владимирович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета

Ключевые исполнители:

  • Бохан Татьяна Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
  • Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ
  • Петрова Валерия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии НИ ТГУ

Аннотация:

Качество жизни выступает важнейшей зависимой переменной в экономике, здравоохранении и медицине, социологии и психологии, теории и практике госуправления. Современные междисциплинарные подходы призваны давать интегративную оценку уровня жизни, благосостояния и благополучия (Veenhoven, 2007; 2012; Diener, Ryan, 2009, Ilic et al, 2010, Schalock, 2004, Fryback, 2010, Carlquist et al., 2017). Тем не менее, до настоящего времени не предложено собственно интегративного подхода к пониманию и операционализации качества жизни, основанного на понимании психологических механизмов трансформации объективных условий в субъективные переживания и жизненную ситуацию. На методическом уровне это выражается в сосуществовании более тысячи разнородных методик и процедур диагностики качества жизни, результаты которых часто несопоставимы. Парадоксально мало известно о том, как сказываются на жизни человека и его благополучии личностный потенциал, смысл, субъективная важность отдельных сфер и др. Между тем, именно эти переменные определяют выбор более осмысленной, здоровой, благополучной жизни, активной социальной позиции – всего того, что традиционно связывается со здоровой развивающейся личностью и является целью социальных программ и интервенций, в том числе государственного уровня.

В рамках данного проекта предполагается, что субъективное отношение к жизни, не сводящееся к обобщенной ее оценке, может выступить в качестве интегрирующего основания, позволяющего синтезировать определения, заданные различными дисциплинами.

Целью проекта выступает разработка, операционализация и эмпирическая апробация междисциплинарной модели структуры качества жизни на основе, с одной стороны, теоретического синтеза и, с другой стороны, сопоставительного анализа (теоретического и эмпирического) психологических мер КЖ и благополучия как комплексных зависимых переменных, характеризующих интегральную оценку жизни, а также выявление его личностных предикторов.

Научная значимость определяется важностью выявления психологических факторов и механизмов процесса оценки человеком своей жизни в объективных условиях, анализе их роли в трансформации внешних условий (в том числе, оцениваемых традиционными социальными и экономическими методами) в субъективное благополучие и качество жизни конкретного человека.

В реализации проекта можно выделить три аспекта. Теоретический аспект включает синтез социально- экономического подхода к качеству жизни и психологического подхода к благополучию, анализу интегральной оценки человеком своей жизни как психологическому процессу, опосредствующему влияние объективной ситуации, а также выявлению возможных переменных структуры личности, выполняющих опосредующие (медиаторные и модераторные) функции в отношении этой оценки. Методический аспект предполагает систематизацию и сопоставительный анализ психологических мер качества жизни и благополучия, а также ряд апробаций методик и подходов к диагностике качества жизни (процедуры исследования качества жизни, индивидуализированной оценки, анамнестичесой оценки), шкал референции, качества времени и ценности жизни (Д.А. Леонтьев). Эмпирический аспект направлен на выявление функций отношения к жизни и личностного потенциала в трансформации социоэкономических факторов в субъективную оценку человеком его жизни и объективные особенности его функционирования. Предполагается проведение серии исследований, направленных на выявление (1) объективных индикаторов и качества жизни в специфических сферах, определяющих интегральную оценку человеком своей жизни, (2) личностных предикторов качества жизни, опосредствующих трансформацию объективных условий (возможностей) в деятельность, функционирование и субъективное благополучие человека.

Новизна проекта состоит в разработке подхода к пониманию и диагностике качества жизни, интегрирующего достижения социально-экономического и клинического подходов на психологических основаниях, а также в апробации ряда диагностических инструментов и процедур, их сопоставлении и выявлении медиаторных и модераторных функций различных аспектов отношения к жизни и компонентов личностного потенциала в отношении связи объективных условий жизни с ее субъективным качеством.