С 4-14 июня на высокогорной Международной исследовательской станции «Актру» проходил семинар «Качество жизни в условиях глобальной трансформации человечества». Его организаторами выступили Лаборатория сравнительных исследований качества жизни НИ ТГУ и Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.
Целью данного мероприятия стало обсуждение феномена качества жизни и субъективного благополучия человека.
Исследовательская часть программы семинара включала несколько докладов ведущих учёных и проектные сессии. Серию пленарных докладов открыл известный психолог, профессор Университета Миссури Кеннон Шелдон.
С докладами также выступили ведущие психологи из Высшей школы экономики: профессор Дмитрий Леонтьев и доктор психологических наук Тамара Гордеева. Завершила пленарную часть семинара профессор Мелани Шелдон.
Формат проектных сессий позволил междисциплинарным командам совместно выработать системные решения в рамках проблематики качества жизни.
Во время семинара на станции «Актру» проходил ряд мероприятий с участием спортсменов горных видов спорта. Именно их присутствие позволило исследователям провести анкетирование с целью определения влияния культурных, средовых и природных факторов на субъективное благополучие человека, а также взаимосвязи способов и стилей самодетерминации и удовлетворённости жизнью у данной категории респондентов.
Другая часть семинара была неформальной и заключалась в знакомстве с уникальной природой долины Актру. Участникам семинара удалось посетить Голубое озеро, а также совершить подъём на перевал «Учитель». Эти путешествия были продолжительными и непростыми. Они создали условия для того, чтобы лучше узнать друг друга.
По словам Елены Баронской, психолога-консультанта, участницы семинара, подобная организация мероприятия, состоящего из двух частей, была идеальной для продуктивной работы, так как дозировала практический «опыт» аспектов качества жизни с подходами к его изучению.
По итогам семинара образовалась междисциплинарная исследовательская группа из психологов, социологов, философов и экономистов. Были сформированы четыре взаимосвязанных направления для последующей деятельности:
• Проведение фундаментальных исследований категории качества жизни
• Решение проблемы измерения качества жизни и характеризующих его показателей и индексов
• Разработка образовательных стратегий и элементов для улучшения качества жизни
• Проектирование городской среды как фактора качества жизни и экосистемы инноваций.