Городская среда как фактор качества жизни и экосистема инноваций

Организация социальных пространств как условие высокого качества жизни человека цифровой эры: междисциплинарный подход

Современное цифровое общество с его глобализацией, сетевизацией, супер- технологизацией и супер-мобильностью является обществом высочайших рисков. Предоставляя, с одной стороны, новые технологические возможности, делающие жизнь человека комфортнее и «проще»; с другой, оно обрекает его на поиск решения сложнейших проблем, которых он не знал раньше; и несёт прямую угрозу его психологическому здоровью. Среди таких проблем и рисков следует отметить, прежде всего, гибридный характер самой онтологии цифрового сетевого общества, стирающий границы между реальным и виртуальным и ведущий к массовой «цифровой шизофрении»: «неупорядоченному состоянию психической деятельности, вызванному напряженностью между искусственным настоящим, созданным цифровыми бомбардировками, и подлинным настоящим, гармонично живущего человека» (Д. Рашкофф); размывание и полную утрату личностью своей культурной идентичности; невозможность 100%-й идентификации коммуниканта (человека или робота) в виртуальном общении (С. Гарфинкель); разрушение подлинных социальных связей и «вынужденное» одиночество при наличии огромного количества «друзей» в социальных сетях; обеднение эмоциональной сферы в процессе восприятия, преимущественно, цифровых копий вместо реальных объектов и подлинных произведений искусства и др. Таким образом, качество жизни человека в цифровую эпоху характеризуется двойственностью: удовлетворение материальных потребностей несомненно, растёт; а социальных и духовных – падает.

Для обеспечения высокого качества жизни и в его социальном и духовном аспектах, необходимо задействовать соответствующие факторы. Важнейшим из них является целенаправленная организация высокотехнологичных и многофункциональных социальных пространств как «заповедных зон» или «полей» не только виртуального, но и реального присутствия, в которых не киборг, но человек в коммуникациях с другими людьми сможет реализовывать свои социальные и духовные потребности (У. Митчелл, MIT). Подобные пространства, как элементы антропогенной среды, могут быть разных типов и создаваться как автономно, так и внутри других, более масштабных, пространств – уличных, кампусных, музейных, библиотечных, торговых, выставочных и т.д. Здесь возникают принципиально новые схемы взаимодействия между территорией (регионом, городом, районом, кварталом), её жителями и цифровыми технологиями.

Чтобы такие социальные пространства работали с полной отдачей в части удовлетворения различных социальных и духовных потребностей людей, параллельно становясь еще и факторами привлечения на территорию наиболее мобильных групп населения (студентов, туристов, предпринимателей, инвесторов, приглашенных специалистов, трудовых мигрантов, цифровых номадов), необходимы знания закономерностей их проектирования, организации, функционирования и влияния на людей в контексте гибридной онтологии и мобильности цифрового общества и их продвижения как органичных составляющих брендов территории. Такие знания могут быть получены только в процессе научных исследований с позиций широкого междисциплинарного подхода.

Планируемые результаты:

  1. Выявление принципов, методов и основного инструментария организации социального пространства как условия высокого качества жизни человека начала цифровой эры (в рамках гибридной онтологии с учетом современных требований к организации социальных коммуникаций, экологии, урбанистике, дизайну, архитектуре, социальному управлению и бренд-менеджменту) и разработка на их основе базовой – структурно-функциональной и динамической – модели такого пространства.
  2. Целенаправленная организация высокотехнологичных и многофункциональных социальных пространств как «заповедных зон» или «полей» не только виртуального, но и реального присутствия, в которых не киборг, но человек в коммуникациях с другими людьми сможет реализовывать свои социальные и духовные потребности (У. Митчелл, MIT).
  3. Разработка конкретных рекомендаций по организации социальных пространств как условия высокого качества жизни человека начала цифровой эры для представителей государственных, коммерческих и некоммерческих структур.
  4. Партнёрство Лаборатории гуманитарных новомедийных технологий (ЛГНМТ) ФП ТГУ с Институтом управления пространством (Institute of Place Management – IPM, Manchester UK).
  5. Вхождение ЛГНМТ ФП ТГУ в международную научно-образовательную сеть по изучению организации социальных пространств в цифровую эру.

Подробнее о проекте…